Лингвистическая экспертиза текста – это исследование текстовой информации, которая зафиксирована на бумажном или электронном носителе. Материалы такой экспертизы могут использоваться как доказательство в суде, а объектами могут быть любые тексты, например:
- Публикации в соцсетях, в том числе рекламные.
- Печатные материалы в СМИ (статьи, очерки).
- Переписки в мессенджерах.
- Договоры, бумажные письма.
- Файлы электронной почты.
- Текстовые описания на страницах сайтов и т. д.
Цель лингвистического исследования – установить обстоятельства и факты, которые являются спорными по тому или иному делу. Для достижения этой цели эксперты-лингвисты отвечают на вопросы, выдвинутые к ним, опираясь на свои профессиональные знания.
Когда назначают лингвистический анализ текста
Исследование может потребоваться как в суде, так и во внесудебном разбирательстве. Внесудебная экспертиза позволяет заинтересованной стороне сформировать досудебную претензию или получить полную информацию о тексте от специалиста.
В судебной практике лингвистические экспертизы назначаются в основном по делам, связанным с:
- Оскорблениями, клеветой.
- Экстремизмом, дискредитацией.
- Защитой чести, достоинства и деловой репутации.
- Плагиатом, защитой авторских прав.
- Вымогательством, психологическим насилием.
- Нарушениями закона о рекламе.
Суд может назначить лингвистическую экспертизу текста по собственной инициативе или приняв ходатайство одной из сторон. Для назначения выносится соответствующий документ – он называется определением суда.
Кто проводит исследование
Согласно статье 79 ГПК РФ, суд может поручить проведение экспертизы специальному учреждению, конкретному эксперту или группе экспертов. Проводить исследование могут как государственные, так и частные учреждения. Ключевые требования к судэксперту: профильное образование и квалификация эксперта, подтвержденные документально.
Стороны вправе рекомендовать суду конкретное учреждение или специалиста для заказа экспертизы. Также каждая из сторон может указать в ходатайстве вопросы к эксперту.
Практика лингвистических экспертиз: как работают эксперты
Судебные экспертизы текстов часто назначают по делам, связанным с клеветой, унижением достоинства или дискредитацией. Опираясь на собственные знания, эксперт может указать на конкретные приемы, которые автор текста использует в таких случаях. Например:
- Косвенные оскорбления – создание желательных для автора текста ассоциаций, сравнений с помощью аллюзий и метафор («Директор ГБУ “Жилфонд” годами жил за чужой счет как миллиардер»).
- Дисфемизация – обозначение процесса или действия грубым, вульгарным словом или фразой («глава сельской администрации И. И. Иванов творит беспредел, прикрываясь законом»).
- Лексические повторы – использование слов и фраз, имеющих схожее значение, с целью повлиять на восприятие текста читателем (к примеру, повторение в одном и том же тексте слов «взяточник», «коррупционер», фразы «нечист на руку» и т. д.).
- Цитирование недостоверных или несуществующих источников. («Исследования доказали, что, … (без ссылок на сами исследования)»).
- Акцент на негативных аспектах деятельности с одновременным игнорированием позитивных.
- Редукционизм – создание негативного образа прошлого определенной личности, организации и т. д. («Завод АТИ, известный по многочисленным скандалам с эко-активистами, открывает новый производственный цех…»).
Рассмотрим пример из практики по проведению судебной лингвистической экспертизы текстов в центре «Олимп Эксперт» (имена и названия организаций, каналов изменены).
Авторы Телеграм-канала «А» разместили в своем сообществе публикацию, в которой обвинили директора организации «Б» Федорова В. В. в незаконной вырубке деревьев в городской черте, а также, по мнению Федорова, допустили в его адрес оскорбительные и дискредитирующие высказывания, утверждая, что он «прикрывает нарушения законодательства» и «состоит в коррупционной связи» с представителями госорганов.
Директор обратился в суд, который впоследствии назначил проведение лингвистической экспертизы текста публикации. На исследование были вынесены следующие вопросы:
- Есть ли в тексте публикации негативная информация о Федорове В. В., его деятельности, личных, профессиональных или моральных качествах? Если да, то в какой форме она преподносится?
- Является ли рассмотренная информация утверждением фактов, или же оценочным суждением авторов Телеграм-канала «А»?
- Выстроен ли текст публикации в соответствии с заранее выбранной речевой стратегией дискредитации?
Используя лексико-семантический и другие виды лингвистического анализа в ходе изучения текста, эксперт пришла к выводам, что текст публикации, во-первых, содержит негативную, эмоционально окрашенную информацию в адрес В. В. Федорова, во-вторых – является личным суждением и выражением мнения авторов канала.
Кроме того, опираясь на конкретные языковые приемы автора, эксперт заключила, что составленный текст несет в себе цель подтолкнуть читателя к определенному негативному мнению об организации «Б» и ее руководстве, и реализует стратегию дискредитации против Федорова и его организации.
Все сделанные выводы эксперт отразил в заключении, которое впоследствии было успешно использовано в суде.