Нематериальные активы — это права и объекты интеллектуальной собственности, которые используются в хозяйственной деятельности, могут приносить прибыль и имеют рыночную стоимость.
К данным активам принято относить объекты коммерческой собственности, лишенные материального содержания, но способные влиять на увеличение прибыли и бизнес-репутацию компании:
- права собственности на результаты интеллектуальной деятельности (патенты на изобретения, промышленные образцы, ноу-хау, рационализаторские предложения и т.п.);
- средства уникализации коммерческой репутации (товарные знаки, логотипы, фирменные наименования и т.п.);
- достижения науки и техники (программное обеспечение для ЭВМ, баз данных и т.д.);
- продукты творческой деятельности (литературные, художественные и музыкальные произведения);
- проектная, конструкторская и технологическая документация производства;
- финансовые технологии и знания;
- технологии администрирования и управления предприятиями;
- опытные результаты (незапатентованные);
- ценные бумаги.
Оценка стоимости нематериальных активов — комплексная оценка основных фондов предприятия, включающая нематериальные, капитальные активы и оценку капитализации предприятия в целом.
ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
- Расчет реальной и потенциальной прибыли объектов интеллектуальной собственности.
- Определение целесообразности инвестирования или кредитования в новые технологии и их приобретение.
- Внесение доли в уставной капитал предприятия.
- Решение вопросов авторских прав.
- Расчет рациональности введения новых технологий в хозяйственный оборот.
- Оптимизация налогообложения.
- Определение стоимости лицензии на право пользования интеллектуальной собственностью.
- Решение имущественных споров.
ЗАДАЧИ ОЦЕНКИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
Осуществление оценки стоимости нематериальных активов и иных результатов интеллектуальной деятельности помогает решить следующие задачи:
- увеличение капитализации предприятия;
- выделение дополнительных активов, имеющих самостоятельный коммерческий интерес;
- оценку размера материального ущерба при незаконном использовании нематериальных активов третьими лицами.
ВИДЫ ОЦЕНКИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
В оценке нематериальных активов кратко можно выделить два основных вида:
- первоначальная оценка;
- последующая оценка.
Первоначальная стоимость нематериальных активов — это сумма, исчисленная в денежном выражении, равная величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, уплаченная или начисленная организацией при приобретении, создании НМА и обеспечении условий для использования актива в запланированных целях.
Первоначальная оценка нематериальных активов производится на момент принятия объектов к бухгалтерскому учету. Соответственно, последующая оценка может быть произведена только после того, как по объекту НМА была сформирована первоначальная стоимость, а сам объект был принят на учет.
Если НМА приобретен за плату
Оценка нематериальных активов, приобретенных за плату, осуществляется путем суммирования произведенных расходов. Складываются следующие величины:
- суммы, уплачиваемые продавцу по договору об отчуждении исключительных прав;
- таможенные пошлины и таможенные сборы;
- невозмещаемые суммы налогов, государственные, патентные и иные пошлины, уплачиваемые при приобретении НМА;
- вознаграждения посредническим предприятиям;
- стоимость информационных и консультационных услуг, связанных с приобретением объекта НМА;
- иные расходы, которые непосредственно связаны с приобретением НМА и подготовкой его к использованию в запланированных целях.
Если объект НМА отнесен к инвестиционным активам, при определенных условиях в его первоначальную стоимость могут быть также включены проценты по полученным займам и кредитам.
Если НМА создается предприятием
При создании НМА самим предприятием кроме указанных выше расходов в стоимость актива необходимо включить:
- стоимость выполнения работ или оказания услуг сторонними предприятиями по договорам подряда, договорам авторского заказа либо договорам на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
- расходы на оплату труда работников, которые были непосредственно заняты созданием НМА или участвовали при выполнении НИОКР, а также страховые взносы с данных выплат;
- расходы на содержание и эксплуатацию основных средств и иного имущества, амортизация основных средств и НМА, которые непосредственно использовались при создании новых объектов НМА;
- иные расходы, которые непосредственно связаны с созданием НМА, а также подготовкой его к использованию в запланированных целях.
При всех иных способах поступления НМА в предприятие в первоначальную стоимость актива могут включаться и перечисленные выше расходы, если они были связаны с получением НМА.
Если Нематериальный Актив внесен в счет вклада в уставный капитал
Первоначальная стоимость в случае принятия на учет собственности в качестве вклада в уставный капитал определяется как денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) предприятия. При этом важно учитывать предусмотренные законодательством ограничения. Так, при оценке неденежных вкладов в хозяйственных обществах требуется привлечение независимого оценщика.
Стоимость вносимого в уставный капитал объекта НМА не может быть определена участниками выше, чем стоимость, рассчитанная независимым оценщиком.
Если НМА получен безвозмездно
Первоначальная стоимость объекта НМА, который получен по договору дарения, определяется исходя из его текущей рыночной стоимости на дату его оприходования в бухучете на счете «Вложения во внеоборотные активы».
Текущая рыночная стоимость НМА на дату оприходования — это та сумма, которая могла бы быть получена в результате продажи объекта на эту дату.
В связи с отсутствием, как правило, активного рынка объектов НМА, а также вследствие уникальности такого имущества текущая рыночная стоимость может быть определена на основе экспертной оценки.
Если Объект Актива получен по договору мены
Если предприятие получает объект НМА в обмен на другой актив, то в общем случае стоимость нематериального актива определяется по стоимости такого другого актива.
В первоначальную стоимость объектов НМА не включаются такие расходы:
— НДС (кроме случаев, когда он учитывается в стоимости имущества в соответствии с нормами;
— общехозяйственные и иные аналогичные расходы, если они не связаны непосредственно с приобретением и созданием НМА;
— расходы на НИОКР предшествующих отчетных периодов, которые были ранее отнесены на счет «Прочие доходы и расходы».
Последующая оценка НМА
После того, как объект НМА принят к бухгалтерскому учету, его первоначальная стоимость может быть изменена только в результате:
o переоценки НМА;
o обесценения НМА.
Цель переоценки — доведение стоимости НМА на конец отчетного года до текущей рыночной стоимости. Возможна она только при наличии активного рынка таких НМА. Проводить переоценку может только коммерческая организация.
Если переоценка была произведена, делать ее в дальнейшем необходимо регулярно, чтобы стоимость нематериальных активов в бухгалтерской отчетности существенно не отличалась от их текущей рыночной.
Оценка нематериальных активов в балансе
Особенности оценки нематериальных активов не влияют на порядок их отражения в бухгалтерском балансе. Неважно, как формировалась первоначальная стоимость объекта нематериальных активов и производилась ли его переоценка, в бухгалтерском балансе нематериальные активы отражаются по остаточной стоимости. Это означает, что для отражения стоимости НМА в активе баланса из первоначальной (восстановительной) стоимости объектов нематериальных активов необходимо вычесть начисленную по ним амортизацию.
Налоговая оценка НМА
В общем случае порядок формирования первоначальной стоимости НМА в налоговом учете соответствует порядку, предусмотренному в бухгалтерском учете. Это значит, что такая стоимость включает в себя расходы на приобретение или создание объекта НМА, а также доведение его до состояния, в котором он пригоден для использования.
Однако существуют исключения. Например, проценты по кредитам и займам, которые в бухучете при определенных условиях включаются в стоимость НМА, в налоговом учете в стоимость нематериального актива не включаются, а учитываются как внереализационные расходы. А стоимость НМА, полученного в качестве вклада в уставный капитал от другого предприятия, определяется как остаточная стоимость по данным налогового учета передающей стороны.
Кроме того, в отличие от бухучета, изменение первоначальной стоимости НМА в налоговом учете не производится.
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
Выделение нематериальных активов в самостоятельный объект бухгалтерского учета предполагает обязательное решение вопросов об их оценке. Согласно Международным стандартам финансовой отчетности, к оценке нематериальных активов, так же, как и к оценке любого актива, можно применить три известных подхода:
- Сравнительный (рыночный) подход.
Данный подход основывается на идее, что рациональный инвестор или покупатель не заплатит за конкретный объект нематериальных активов больше той суммы, в которую ему обойдется приобретение другого объекта нематериальных активов с сопоставимой полезностью (сопоставимым качеством).
Сравнительный (рыночный) подход к оценке нематериальных активов предполагает определение стоимости нематериального актива, полученного предприятием, исходя из цены, по которой в сравнительных обстоятельствах приобретаются аналогичные нематериальные активы.
Если при оценке объекта нематериальных активов можно найти достаточное количество аналогов, полученная с помощью данного подхода величина его стоимости будет наиболее точной по сравнению с величинами, определенными другими подходами, т.е. будет иметь минимальную погрешность. В этом состоит главное достоинство сравнительного (рыночного) подхода.
Однако применение сравнительного (рыночного) подхода для оценки нематериальных активов затруднено вследствие того, что такие объекты являются практически неповторяемыми. Существуют объекты, например, патенты, товарные знаки или права на произведения искусства, к которым невозможно подобрать аналоги. К тому же нематериальные активы чаще всего продаются в составе бизнеса, отдельная их продажа происходит довольно редко.
- Затратный подход
При применении затратного подхода стоимость объекта нематериальных активов определяется исходя из суммы затрат на его создание или приобретение.
Главным преимуществом затратного подхода является несложность получения исходных данных для расчета стоимости нематериальных активов, кроме того, все затраты могут быть подтверждены документально.
В настоящее время в соответствии с российскими положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости, рассчитанной на основе затратного подхода. Согласно Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) данный вид оценки называется себестоимостью.
Порядок расчета фактической (первоначальной) стоимости нематериальных активов зависит от пути их поступления в предприятие. Как известно, нематериальные активы могут поступать в предприятие различными путями. Среди них можно выделить следующие:
— приобретение за плату;
— создание внутри предприятия;
— обмен на другое имущество;
— безвозмездное получение;
— внесение в качестве вклада в уставный капитал;
— приватизация государственного и муниципального имущества.
Одним из недостатков затратного подхода является несоответствие затрат настоящего времени их стоимости в будущем. Существующие методы оценки нематериальных активов в рамках затратного подхода не в полной мере учитывают инфляционное изменение покупательной способности денег, а также возможность денег приносить доход при условии их разумного инвестирования в альтернативные проекты.
- Доходный подход
В отличие от затратного подхода, доходный подход позволяет оценить возможные экономические выгоды, которые могут принести нематериальные активы. В зарубежной практике такие выгоды принято называть справедливой стоимостью.
Справедливая стоимость — это цена, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства при проведении операции на добровольной основе между участниками рынка на дату оценки.
Аргументами в пользу учета по справедливой стоимости является то, что справедливая стоимость предоставляет более объективную основу для оценки будущих денежных потоков по сравнению с методом фактических затрат, обеспечивает основу для сопоставимости информации об активах, наилучшим образом сочетается с принципами активного менеджмента и способствует более объективной оценке результатов работы менеджмента.
В качестве одного из основных недостатков учета по справедливой стоимости отмечаются значительные сложности определения справедливой стоимости в условиях отсутствия активного рынка. Они влекут за собой и другой отрицательный момент, связанный с использованием справедливой стоимости, а именно высокую трудоемкость и большие дополнительные издержки, вызванные необходимостью привлечения профессиональных оценщиков.
Из-за специфики рынка НМА, уникальности объектов и закрытости информации для сравнения используется в основном доходный метод оценки как наиболее достоверный и объективный.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
Процедура оценки объектов интеллектуальной собственности в ООО «Олимп Эксперт» включает несколько этапов.
- Сначала производится анализ структуры нематериальных активов, определяются ее составные части.
- Затем по отдельности производится оценка элементов и выбирается наиболее подходящий метод для анализа составных частей, производятся расчеты.
- На третьем этапе исследуется степень износа составных частей объекта интеллектуальной собственности. Износ в данном случае означает утрату полезности и, соответственно, стоимости. Так, оценка патента учитывает моральный износ, связанный с появлением новых, усовершенствованных аналогов запатентованного изобретения.
- В конце рассчитывается остаточная стоимость всех частей объекта интеллектуальной собственности и производится ее суммарная оценка. Остаточную стоимость нематериального актива можно рассчитать путем вычитания накопленного износа из его первоначальной стоимости.
ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
Оценка нематериальных активов в России регулируется законодательными нормами и актами, а именно:
- Федеральным Законом России «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», вышедшим 29.07.1998 года, №135-ФЗ;
- Общегосударственной нормой оценивания «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)»;
- Общегосударственной нормой оценивания «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)»;
- Общегосударственной нормой оценивания «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)»;
- Общегосударственной нормой оценивания «Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности (ФСО №11)».
Выражение итогов интеллектуальных действий в составе нефинансовых активов коммерческих и государственных структур как нематериальных активов координируется:
- Законом России от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 28 ноября 2018 года) «О бухгалтерском учете»;
- Налоговым кодексом РФ;
- Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 декабря 2007 года № 153н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007) – для юридических лиц согласно законодательным нормам России (исключение составляют кредитные и государственные (муниципальные) предприятия);
- Приказом Министерства финансов России от 01.12.2010 года №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» — используется правительственными и общегосударственными структурами;
- Положением Центробанка Российской Федерации от 22.12.2014 года № 448-П «О порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях” — для кредитных структур.
Соответственно распоряжению ФСО №11 во время осуществления оценивания ценности нематериальных активов и интеллектуального состояния с целью ведения бухгалтерского учета, финансовой отчетности, выверки всего объема исчисления и расходов на налогообложение налогов ответственное лицо, осуществляющее оценку, обязано придерживаться основных норм форменных нормативных правовых актов.
Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в РФ.
Глава I (статьи 1 — 13) содержит основные положения закона: сущность государственной судебно-экспертной деятельности, ее задачи, принципы и правовая основа, независимость эксперта, профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к нему, и пр.
Глава II (статьи 14 — 18) определяет обязанности и права руководителя и эксперта государственного судебно-экспертного учреждения.
Глава III (статьи 19 — 25) отражает производство судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении: основания проведения судебной экспертизы, производство дополнительной и повторной экспертиз, производство комиссионной экспертизы одной или разных специальностей, присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы, а также заключение экспертизы с ее содержанием.
В главе IV (статьи 26 — 36) заключены особенности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении в отношении живых лиц: условия и место производства экспертизы, добровольность и принудительность, основания и порядок госпитализации лица, сроки его пребывания в медицинском учреждении, гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых производится судебная экспертиза, ограничения в применении методов исследований при производстве судебной экспертизы, присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы.
Глава V (статьи 37 — 40) регламентирует финансовое, организационное, научно-методическое и информационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений.
В главе VI (статьи 41 — 43) содержатся заключительные положения ФЗ: распространение действия настоящего ФЗ на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами, приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим ФЗ, вступление в силу настоящего ФЗ.
Обратитесь к профессионалам!
Мы проводим оценку НМА в досудебном и судебном порядке. Для юридических и физических лиц. Для получения дополнительной информации, напишите нам на электронную почту: olimpekspert@mail.ru либо свяжитесь через форму обратной связи приложив все имеющиеся материалы(при наличии) или позвоните по телефону +7-977-407-58-58