Финансово-экономическая (налоговая, бухгалтерская)

финансово-экономическая (налоговая, бухгалтерская) экспертиза

Квалифицированные специалисты ООО «Олимп Эксперт» осуществляют производство финансово-экономических экспертиз по следующим направлениям:

1.   финансово-экономические;
2.   бухгалтерские;
3.   налоговые

также проводятся рецензирование заключений, выданных другими экспертными организациями.

Экономическая экспертиза — род судебных экспертиз, направленных на изучение деятельности финансово-экономического характера, осуществляемой хозяйствующим субъектом, то есть анализ и оценка корректности финансовых операций, их отражение в учете, а также исследование кредитной, налоговой и других областей деятельности.

 

Специфика судебной экономической экспертизы проявляется в следующих аспектах:

а) для ее проведения требуются специальные знания в области бухгалтерского, налогового учета и смежных дисциплин (контроллинга, экономики организации, экономического анализа, налогообложения, финансового менеджмента, финансов, аудита и др.);

б) предметом исследования являются хозяйственные операции, оказывающие влияние на налогообложение, получившие отражение в учетных регистрах, бухгалтерской и налоговой отчетности и иных документах;

в) объектом исследования являются первичные документы и сводные учетные регистры.

 

I. Финансово-экономическая экспертиза — комплекс исследований, целью которого является определение финансового состояния организации, решение финансовых задач, соблюдение законодательных актов в сфере финансовых отношений, проверку финансово-экономических показателей организации (включая процесс формирования этих показателей) и отклонений от нормы движения денежных средств.

Объекты финансово-экономической экспертизы включают в первую очередь документацию, дающую представление о финансово-кредитной деятельности организации (предприятия), документы, которые отражают затраты и финансовые результаты ее деятельности, финансовые источники и направления их использования. К ним относятся договоры и приложения к ним, документы бухгалтерского учета, журналы-ордера, ведомости и другие регистры, книга регистрации хозяйственных операций, баланс предприятия и приложения к нему, отчет о финансовых результатах и их использовании.

Задачами проведения судебной финансово-экономической экспертизы являются:

·     исследование показателей финансового состояния и платежеспособности организации (предприятия);

·     исследование признаков искажения и определение способов искажения данных о финансовых показателях, влияющих на финансовый результат и расчеты по обязательствам организации (предприятия);

·     исследование признаков и способов искажения данных о финансовых показателях, характеризующих платежеспособность, кредитоспособность, использование и возвратность кредитов организации (предприятия);

·     исследование расчета долевого участия учредителей в имуществе и распределяемой прибыли организации (предприятия);

·     исследование показателей, характеризующих формирование размера (величины) оплаты труда с целью установления отклонений от действующих норм.

 

Примерный перечень вопросов при назначении финансово-экономической экспертизы:

1.       Имеются ли нарушения требований нормативных актов в части установления цен на изготовляемую продукцию, получения завышенной прибыли (доходов)? Если имеются, то какие?

2.       Составлен ли финансовый план организации (предприятия) достаточно обоснованно, с соблюдением всех необходимых требований?

3.       Не допущено ли фальсификации финансовых расчетов плана дохода и расхода (расчетов издержек на производство, образования специальных фондов на ремонт основных средств, модернизацию их и пр.)?

4.       Соответствуют ли отчетные данные предприятия его финансовому состоянию? Если не соответствуют, то какие экономические факторы привели его к неплатежеспособности?

5.       Имеются ли на предприятии (организации) нарушения при производстве банковских кредитных и расчетных операций? Если имеются, то какие?

6.       Позволяло ли финансовое состояние предприятия предоставить ссуду другому предприятию? Если позволяло, то за счет каких финансовых источников?

7.       Не свидетельствуют ли финансовые операции предприятия об отвлечении денежных средств из хозяйственного оборота и их нецелевом использовании?

8.       Обоснованы ли были требования руководства предприятия об основных или дополнительных ассигнованиях из бюджета?

9.       Соответствует ли себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия произведенным затратам? Если соответствует, то не повлекло ли это занижение данных о прибыли предприятия?

10.   Имели ли место нарушения кредитно-финансовой дисциплины при работе отделения банка с кредитуемыми коммерческими организациями и вкладчиками?

11.   Каков размер ущерба, причиненного этим организациям и частным лицам?

12.   Какие из контрагентов банка имеют просроченную задолженность (сумма задолженности) и какие действия должны быть предприняты банком по отношению к должникам?

 

ПРОВЕДЕНИЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Финансово-экономическое исследование анализирует и сопоставляет доходы и расходы конкретного предприятия с точки зрения их появления и влияния на финансовое состояние. Также изучаются итоговые показатели осуществлённой деятельности предприятия (их структура, возможные противоречия), а также прибыль, уровень рентабельности и другие показатели, характеризующие деятельность организации. На основании анализа всех материалов, финансово-экономическая экспертиза выявляет негативные процессы, которые отразились на нынешнем состоянии организации.

На сегодняшний день судебный финансово-экономический анализ располагает не только экономико-математическими методами, но и логическими моделями, а также структурно-функциональным анализом и анализом связей и пр., что в совокупности позволяет увидеть общую картину. Эксперт выбирает методы финансово-экономического исследования, которые позволили бы обеспечить наиболее полный анализ существующих взаимосвязей основных показателей (объём полученной выручки, затраты на производство и пр.), в зависимости от поставленной задачи.

 

На основании обнаруженных специалистом нарушений связей выявляются искажения в представлении финансовых результатов работы организации. Эксперт определяет схему искажений, основываясь на тех противоречиях, которые существуют между учётными данными и оборотами по различным группам счетов, а также между задокументированными остатками по различным счетам и их целевому назначению.

II. Бухгалтерская экспертиза — исследование с экономической точки зрения спорных вопросов, возникающих при ведении хозяйственной деятельности какого-либо предприятия, которые нашли отражение в бухгалтерском учете и стали объектами проверок.

 

Исследованию эксперта-бухгалтера подвергаются следующие объекты:

1.   Учетные бухгалтерские документы:

     первичные — приходные и расходные накладные, кассовые ордера, акты, платежные ведомости, требования, транспортные документы, квитанции о внесении денег и др.;

     сводные — заборные книжки, заработные карты, группировочные ведомости, группировочные и накопительные таблицы, лицевые счета и т. д.

2.   Учетные (счетные) регистры: книги, журналы-ордера, карточки учета, оборотные ведомости и др.

3.   Документы бухгалтерской отчетности: отчеты кассиров, авансовые отчеты, товарные отчеты и т. п.

4.   Материалы инвентаризации: инвентаризационные описи наличия товаров, сличительные ведомости, протоколы решений инвентаризационных комиссий, объяснения материально ответственных лиц.

5.   Прочие материалы: акты ревизий и обследований, решения вышестоящих органов по актам ревизий, справки, уведомления о действиях с ценностями, протоколы выемок и обысков, удостоверяющих источники происхождения соответствующих документов, показания обвиняемых и свидетелей, заключения по результатам других экспертиз.

 

Задачами проведения бухгалтерского исследования являются:

·                   поиск несоответствий и противоречий в предоставленных данных;

·                   воссоздание записей;

·                   отражение фактов хищения;

·                   обоснование незаконного использования средств;

·                   выявление ведения двойного учета;

·                   установление правильности отражения операций;

·                   обнаружение признаков фальсификации документации и уклонения от уплаты налогов.

 

Проведение бухгалтерской экспертизы позволяет найти ответы на вопросы:

1.       Правильности оформления операции с материальными ценностями (денежными средствами).

2.       Отражения в бухучете хозяйственной операции, осуществленной в определенное время.

3.       Нарушения требований правил учета и контроля за операциями.

4.       Правильности начисления заработной платы рабочим и служащим за определенный период времени.

5.       Выявления дописок в объемах проверяемых работ, указанных в документах на начисление заработной платы.

6.       Документальной обоснованности определенной бухгалтерской операции.

7.       Правильности списания определенных материальных ценностей.

8.       Завышения объемов списанных материалов в определенном периоде.

9.       Отражения поступления денег, внесенных в порядке расчетов за продукцию, полученную в кредит.

10.   Правильности оформления указанной бухгалтерской операции с использованием нормы естественной убыли.

11.   Применения нормы естественной убыли на основании завышенного оборота товарных масс.

12.   Использования нормы естественной убыли по транзитным операциям и на продукцию, принимаемую и отпускаемую без осмотра веса или по весу, указанному на таре.

13.   Учета актов о недостаче (порче) материальных ценностей при выполнении определенной бухгалтерской операции.

14.   Мотивации расхождений в различных документах, отражающих определенную хозяйственную операцию.

15.   Совпадения данных счетов бухучета и первичной документации

16.   Противоречий в отражении операций.

17.   Соблюдения корреспонденции счетов.

 

18.   Соответствия действий должностного лица установленным нормам и требованиям бухгалтерского учета.

III. Налоговая экспертиза — подвид экономической экспертизы, проводимой в установленном законом порядке с целью определения фактических данных, связанных со сферой налогообложения.

Налоговая экспертиза проводится в следующих случаях:

     для установления соответствия или несоответствия данных налогового учёта данным бухгалтерского учёта;

     для установления обоснованности либо необоснованности применения норм налогового права;

    для определения полноты и своевременности исполнения обязанностей налогоплательщиков в части уплаты налогов и сборов.

 

Задачами проведения налоговой экспертизы являются:

·     определение объемов денежных средств организации (предприятия), выведенных из-под налогообложения;

·     анализ структуры исчисления уплаты налогов (синтетического или аналитического);

·     установление достоверности отображения налогового бремени организации в налоговой и бухгалтерской документации. выявление полноты исполнения налоговых обязательств;

·     установление своевременности уплаты налогов. выявление отсутствия задолженности по уплате налогов;

·     установление факта того, что предписания налогового законодательства при определении налоговой базы организации (предприятия) были учтены в полной мере;

·     при проведении досудебных исследований — составление акта разногласий, сформулированного на основе осуществленной налоговой проверки.

 

Примерный перечень вопросов при проведении налоговой экспертизы:

1.       Соответствует ли сформированная налоговая база организации (предприятия) предписаниям актуального налогового законодательства, действующего в юридическом пространстве Российской Федерации.

2.       В полном ли объеме были выполнены налоговые обязательства организации (предприятия) перед федеральным бюджетом?

3.       Своевременно ли были уплачены налоги и сборы?

4.       Каким образом можно легитимно уменьшить налогооблагаемую базу?

5.       Какие недостатки системы учета расходов по налогам обнаружены в ходе производства экспертизы?

6.       Какие именно объемы денежных средств предприятия (организации) не подлежат обложению налогами?

7.       Насколько достоверно отображены налоговые обязательства организации в ее налоговой и бухгалтерской документации?

8.       В полной ли мере отображены налоговые обязательства предприятия в налоговой и бухгалтерской отчетности?

9.       Каким образом следует модифицировать систему налогообложения в свете предстоящего изменения вида деятельности организации (предприятия)?

10.   Какова наиболее эффективная схема налогообложения для данной организации (предприятия), если объемы производства будут увеличены (уменьшены) на заданную величину?

11.   Каковы рекомендации эксперта по модификации системы ведения налогового учета?

12.   Достоверно ли определена сумма налогов и сборов, подлежащих к уплате?

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, БУХГАЛТЕРСКОЙ И НАЛОГОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

 

К методам проведения судебной экономической экспертизы относятся расчетно-аналитические, документальные, статистические, экономико-математические методы и экономический анализ. Основным приемом проведения экономической экспертизы является поиск, выявление и анализ различных противоречий в документах.

 

В зависимости от цели и направления исследования, от того, каким способом и из каких источников поступает информация, методы исследования подразделяются на две группы: общие и специальные.

1.   Общие методы: общенаучные, основанные на общепринятых подходах к исследованию и используемые при изучении любых объектов: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, конкретизация, системный анализ;

2.   Специальные методы: расчетно-аналитические и документальные методы.

·     Расчетно-аналитические методы включают аналитические процедуры, используемые экспертом в экспертном производстве. Применение при производстве судебной экономической экспертизы расчетно-аналитических методов позволяет установить общее состояние объектов экспертизы. При проведении экспертного исследования расчетно-аналитические методы сочетаются с документальными методическими приемами, однако требуют намного меньше затрат, чем детальное документальное исследование.

·     Документальное исследование — исследование учетных документов, экспертиза этих документов, проверка нормативно-правовой базы их составления. Наиболее распространенными приемами документальных методов экспертизы являются: проверка арифметических расчетов (пересчет); проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций; проверка документов (инспектирование); запрос; подтверждение; прослеживание и устный опрос лиц, участвующих в деле; логическое исследование операций и хронологическая проверка записей в документах; проверка бухгалтерских проводок. Все приемы документального исследования учетных данных делят на три группы:

     приемы исследования отдельного документа;

     приемы исследования нескольких документов, отражающих одну и ту же или взаимосвязанные операции;

     приемы исследования учетных данных, отражающих однородные операции.

 

Приемы документальных методов:

Проверка арифметических расчетов (пересчет) представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение экспертом самостоятельных расчетов (неправильный подсчет итогов, неправильное указание в электронных документах формул для подсчета итогов и т.д.), например, проверка правильности расчета налоговой базы по налогу на доходы физических лиц. Достоверность хозяйственных операций устанавливается при формальной и арифметической проверке документов. Правильность и своевременность оформления операций соответствующими документами устанавливается при проверке дат на распорядительных документах, своевременности их представления в бухгалтерию.

Метод проверки соблюдения правил учета хозяйственных операций позволяет эксперту проконтролировать порядок организации учетных работ в компании. Данный метод представляет собой проверку записей, документов и материальных активов. Целесообразность хозяйственных операций устанавливается при проверке их соответствия законодательству. Операция считается законной, если ее содержание не противоречит правовым нормам. Целесообразность операции определяется ее направленностью на выполнение задач, целей, стоящих перед организацией, хозяйственной и экономической необходимостью расходования денежных средств. Следует иметь в виду, что операция может быть законной, но нецелесообразной, и наоборот, например, нецелевое использование денежных средств. Этот метод позволяет выявить нарушения, которые своевременно правильно рассчитаны и документально оформлены в соответствии с действующим законодательством, но неверно отражены в регистрах бухгалтерского и налогового учета.

Проверка документов (инспектирование) заключается в необходимости эксперта убедиться в достоверности и доброкачественности определенных документов (как внутреннего, так и внешнего пользования). Для этого контролируются определенные записи в бухгалтерском учете и первичном документе, которые подтверждают реальность и целесообразность выполнения операции, например, проверка документов по формальным признакам (соответствие унифицированной форме, наличие необходимых реквизитов) и по существу отраженных операций (их целесообразность и законность). Порядок проверки документов определяется экспертом конкретно по каждому делу с учетом применяемых в организации форм организации бухгалтерского и налогового учета, а также объема хозяйственной деятельности.

 

Методика проведения экспертного исследования соблюдения налогового законодательства не меняется в зависимости от того, какой орган назначил экономическую экспертизу. Однако создать универсальную методику налоговой экспертизы невозможно, так как каждый хозяйствующий субъект имеет свои особенности в исчислении и уплате налогов, что может привести к ошибкам и нарушениям, выявление которых и является задачей налоговой экспертизы.

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, БУХГАЛТЕРСКОЙ, НАЛОГОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

1.   ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ;

2.   Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ГПК РФ);

3.   Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК РФ);

4.   Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ);

5.   Налоговый кодекс РФ (НК РФ);

6.   Другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.

 

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в РФ.

Глава I (статьи 1 — 13) содержит основные положения закона: сущность государственной судебно-экспертной деятельности, ее задачи, принципы и правовая основа, независимость эксперта, профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к нему, и пр.

Глава II (статьи 14 — 18) определяет обязанности и права руководителя и эксперта государственного судебно-экспертного учреждения.

Глава III (статьи 19 — 25) отражает производство судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении: основания проведения судебной экспертизы, производство дополнительной и повторной экспертиз, производство комиссионной экспертизы одной или разных специальностей, присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы, а также заключение экспертизы с ее содержанием.

В главе IV (статьи 26 — 36) заключены особенности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении в отношении живых лиц: условия и место производства экспертизы, добровольность и принудительность, основания и порядок госпитализации лица, сроки его пребывания в медицинском учреждении, гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых производится судебная экспертиза, ограничения в применении методов исследований при производстве судебной экспертизы, присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы.

Глава V (статьи 37 — 40) регламентирует финансовое, организационное, научно-методическое и информационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений.

В главе VI (статьи 41 — 43) содержатся заключительные положения ФЗ: распространение действия настоящего ФЗ на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами, приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим ФЗ, вступление в силу настоящего ФЗ.

 

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (статьи 79 – 87).

Статья 79 ГПК РФ назначение экспертизы.

Содержание определения суда о назначении экспертизы указано в статье 80 ГПК РФ.

Информация о комплексной экспертизе содержится в статье 82 ГПК РФ, о комиссионной в статье 83 ГПК РФ.

Порядок проведения экспертизы также определен в статье 84 ГПК РФ.

Права и обязанности эксперта закреплены в статье 85 ГПК РФ. Так, эксперт обязан принять к производству порученную ему судом экспертизу и провести полное исследование представленных материалов; дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам и направить его в суд, назначивший экспертизу; явиться по вызову суда для личного участия в судебном заседании и ответить на вопросы, связанные с проведенным исследованием и данным им заключением. Эксперт не вправе самостоятельно собирать материалы для проведения экспертизы; вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела; разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с проведением экспертизы, или сообщать кому-либо о результатах экспертизы, за исключением суда, ее назначившего.

Основная информация о заключении эксперта содержится в статье 86 ГПК РФ. Так, заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. В случае, если эксперт при проведении экспертизы установит имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

Назначение дополнительной или повторной экспертизы регламентируется статьей 87 ГПК РФ.

 

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (статьи 82 – 87).

Статья 82 АПК РФ регламентирует назначение судебной экспертизы для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний. Круг и содержание вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, определяются арбитражным судом. Лица, участвующие в деле, вправе представить в арбитражный суд вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы. Отклонение вопросов, представленных лицами, участвующими в деле, суд обязан мотивировать.

Статья 83 АПК РФ определяет порядок проведения экспертизы. Согласно данной статье, экспертиза проводится государственными судебными экспертами по поручению руководителя государственного судебно-экспертного учреждения и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями.

Согласно статье 84 АПК РФ, комиссионная экспертиза проводится не менее чем двумя экспертами одной специальности. Статья 85 АПК РФ устанавливает проведение комплексной экспертизы, количество экспертов которой такое же, однако в данном случае это эксперты различных специальностей.

В статье 86 АПК РФ содержится информация о заключении экспертизы, которое делается в письменной форме. Согласно этой статье, заключение эксперта должно содержать:

·     время и место проведения судебной экспертизы;

·     основания для проведения судебной экспертизы;

·     сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение судебной экспертизы;

·     записи о предупреждении эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения;

·     вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов;

·     объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для проведения судебной экспертизы;

·     содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;

·     оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование;

·     иные сведения в соответствии с федеральным законом.

Материалы и документы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью.

Согласно статье 87 АПК РФ, при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела может быть назначена дополнительная экспертиза, а в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза.

 

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (статьи 195 – 207).

При необходимости назначения судебной экспертизы выносится постановление об этом или ходатайство. Содержание ходатайства, а также сам порядок назначения судебной экспертизы содержатся в статье 195 УПК РФ. Причины назначения обязательной экспертизы заключены в статье 196 УПК РФ.

Статья 199 УПК РФ отражает порядок направления материалов уголовного дела для производства судебной экспертизы.

Статья 200 УПК РФ регламентирует проведение комиссионной экспертизы, статья 201 УПК РФ — проведение комплексной экспертизы.

По результатам проведенного исследования экспертом оформляется специальный документ – заключение эксперта. Содержание заключения эксперта определяется статьей 204 УПК РФ. В заключении указываются:

·     дата, время и место производства судебной экспертизы;

·     основания производства судебной экспертизы;

·     должностное лицо, назначившее судебную экспертизу;

·     сведения об экспертном учреждении, а также фамилия, имя и отчество эксперта, его образование, специальность, стаж работы, ученая степень и (или) ученое звание, занимаемая должность;

·     сведения о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;

·     вопросы, поставленные перед экспертом;

·     объекты исследований и материалы, представленные для производства судебной экспертизы;

·     данные о лицах, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;

·     содержание и результаты исследований с указанием примененных методик;

·     выводы по поставленным перед экспертом вопросам и их обоснование.

Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта (фотографии, схемы, графики и т.п.), прилагаются к заключению и являются его составной частью. Если при производстве судебной экспертизы эксперт установит обстоятельства, которые имеют значение для уголовного дела, но по поводу которых ему не были поставлены вопросы, то он вправе указать на них в своем заключении.

Согласно статье 205 УПК РФ, следователь вправе по собственной инициативе либо по ходатайству лиц, указанных в части первой статьи 206 Кодекса, допросить эксперта для разъяснения данного им заключения.

В статье 206 УПК РФ указано, что заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение, а также протокол допроса эксперта предъявляются следователем потерпевшему, его представителю, подозреваемому, обвиняемому, его защитнику, которым разъясняется при этом право ходатайствовать о назначении дополнительной либо повторной судебной экспертизы.

 

Основания проведения дополнительной или повторной экспертизы содержатся в статье 207 УПК РФ.

Вид экспертизы
Сроки проведения
Стоимость
Финансово-экономическая (налоговая, бухгалтерская)
От 10-ти дней
От 20 000 рублей