Экспертиза по закупочным процедурам ФЗ 44, 223

1.  Экспертиза по 44-ФЗ — это процедура, которая подтверждает предоставленные поставщиком результаты на соответствие условиям контракта. Заказчик может выполнить экспертизу своими силами (внутренняя экспертиза) или привлечь специалистов (внешняя экспертиза).

2. Экспертиза по 223-ФЗ носит рекомендательный характер. Экспертная оценка выполняется на основании предоставленной для анализа документации и требований Законодательства РФ.
Закупки, выполняемые предприятиями с госучастием, государственными корпорациями регулируются ФЗ-223. Данный закон дает право регламентировать и регулировать практически все параметры закупки, которые соответствуют условиям Федерального Закона.

Вид экспертизы
Сроки проведения
Стоимость
Экспертиза по закупочным процедурам ФЗ 44, 223
От 4-х дней
От 10 000 рублей

I. Экспертиза по 44-ФЗ проводится до подписания документов о приемке товара (услуг или работ) и служит защитой интересов заказчика в том случае, если поставленный товар, оказанная услуга или выполненные работы не соответствуют условиям контракта.

Закон №44-ФЗ не содержит информации о случаях, когда экспертиза может не проводиться. Следовательно, экспертиза должна осуществляться в обязательном порядке по каждому госконтракту. Исключение составляют контракты, которые были заключены до принятия Закона 44-ФЗ.

В ходе проведения экспертизы специалисты ООО «Олимп Эксперт» проверяют, соответствуют ли результаты выполнения контракта его условиям. Эксперты или ответственные лица обращают особое внимание на качество исполнения и объём.

Что может подвергаться экспертизе по 44-ФЗ:

·           наличие/отсутствие брака;

·           целостность товара и его упаковки, как часть товароведческой экспертизы;

·           свойства товара и его соответствие санитарно-гигиеническим нормативам;

·           наличие необходимой документации на товар (сертификатов).

Экспертиза своими силами (внутренняя экспертиза) может быть проведена любым лицом (штатным работником или работником заказчика). Сторонними экспертами могут быть как физические лица (в т. ч. ИП), так и организации. К проведению внешней экспертизы не допускаются:

1.       Физические лица:

·  являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

·          имеющие имущественные интересы в заключении контракта;

·   являющиеся близкими родственниками, усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке.

2.       Организации, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20% вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц.

3.       Физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.

 

Правила проведения внутренней экспертизы

Примерный порядок проведения экспертизы собственными силами заказчика:

1.       Издается приказ о назначении внутреннего эксперта или о формировании экспертной комиссии из числа сотрудников ООО «Олимп Эксперт».

2.       В установленные сроки комиссия (эксперт) оценивает результат исполнения договора.

3.      По итогам экспертизы оформляется документ о приемке товаров (работ, услуг). Это может быть акт приема-передачи либо заключение по результатам работы экспертной комиссии.

4.  При выявлении несоответствия условиям контракта заказчик отказывает в приемке до устранения нарушений.

5.  В отчете о проведенной экспертизе отражается информация о ненадлежащем или надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств.

6.       Отчет об исполнении контракта размещается в Единую информационную систему. К нему прилагается отчет экспертной комиссии.

По итогам экспертизы заказчик принимает решение о соответствии товаров (работ, услуг) условиям контракта. Если его все устраивает, то он ставит свою подпись на акте приемки. Такой акт должен содержать:

           перечень работ, услуг и товаров с указанием и стоимости;

           заключение эксперта (экспертной комиссии);

           при несоответствии указывается информация обо всех выявленных недостатках;

           подпись эксперта (представителя комиссии);

           документы и выводы экспертизы.

 

Правила проведения внешней экспертизы

С экспертом или экспертной организацией составляется договор, в котором стороны определяют порядок оказания услуги, сроки и стоимость работ. Кроме того, во избежание недоразумений с поставщиком, стоит разработать:

·           приказ или регламент, содержащий процесс приемки,

·           приказ или распоряжение о назначении ответственного за приемку лица от заказчика,

·     уведомление о допустимости участия эксперта для того, чтобы уведомить поставщика о привлечении внешних экспертов,

·           экспертное заключение, в результате чего заказчик либо принимает товар, либо отказывает в приемке.

Результат работы внешнего эксперта или экспертной организации отражается в экспертном заключении.

Оформление проведения экспертизы

Закон №44-ФЗ не устанавливает специальных требований к оформлению экспертизы, проводимой заказчиком своими силами (в том числе не устанавливает требований к составлению каких-либо документов по результатам проведения такой экспертизы).

На практике довольно часто встречаются случаи, при которых заказчику необходимо подтвердить факт проведения экспертизы до осуществления приемки той или иной продукции.

Подписания заказчиком документа о приемке недостаточно.

Факт проведения экспертизы может быть подтвержден несколькими способами. Например, путем проставления визы согласования на документе о приемке лицом, уполномоченным заказчиком на проведение экспертизы. Также допускается составление отдельного документа (например, экспертного заключения) таким лицом.

Если экспертиза проводится с привлечением внешних экспертов или экспертных организаций, то результатом проведения такой экспертизы является экспертное заключение. Содержание, порядок оформления экспертного заключения определяется условиями договора, заключенного заказчиком с внешним экспертом, экспертной организацией, а также ФЗ-73, который регламентирует экспертную деятельность.

ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО 44-ФЗ

1.       Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

2.       Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства»

3.       Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком»

4.       Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и другие нормативно-правовые акты.

 

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Глава I (статьи 1 — 15) содержит общие положения, определяет сферу применения ФЗ, основные понятия, содержащиеся в ФЗ. Также фиксирует принципы контрактной системы в сфере закупок и ее единства, принципы открытости и прозрачности, принцип обеспечения конкуренции, принцип профессионализма заказчика, принцип стимулирования инноваций, принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.

Глава II (статьи 16 — 23) содержит основные аспекты планирования закупок: обоснование закупок, общественное осуждение закупок, цены контракта.

Глава III (статьи 24 — 96) регламентирует порядок осуществления закупок: определение участников, правила описания объекта закупок, контракт и его банковское сопровождение, отмена закупки, определение поставщика, исполнение, изменение, расторжение контракта и многое другое.

Глава IV (статьи 97 —98) устанавливает мониторинг закупок и аудит в сфере закупок.

Глава V (статьи 99 — 104) назначает контроль в сфере закупок.

Глава VI (статьи 105 — 107) определяет обжалование действий (бездействия) субъектов контроля.

Глава VII (статьи 108 — 111.4) содержит особенности осуществления отдельных видов закупок.

В главе VII (статьи 112 — 114) указаны заключительные положения.

II. Закупки, выполняемые предприятиями с госучастием, государственными корпорациями регулируются ФЗ-223. Данный закон дает право регламентировать и регулировать практически все параметры закупки, которые соответствуют условиям Федерального Закона.

Положение о закупке по 223-ФЗ — документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки аспекты.

Разработка положения о закупках является важнейшим процессом для заказчика, и эффективность проведения закупок зависит от его составления.

Отличия 44 и 223 ФЗ

44-ФЗ намного жестче по определению правил закупок, Заказчик обязан соблюдать практически все требования, без возможности установления своих правил и определений.

Основные отличия:

·           по госзаказу действуют единые правила для всех участников, по 223-ФЗ заказчик в праве регламентировать свои правила в Положении о закупке;

·           223-ФЗ предоставляет возможность определять поставщика без жестких процедурных требований;

·           223-ФЗ разрешает определять список требований к единому поставщику самостоятельно;

·           по 223-ФЗ не обязательно заключать контракт с компанией, которая стала победителем аукциона.

 

Этапы экспертизы по 223 ФЗ

Экспертиза по 223-ФЗ носит рекомендательный характер. Экспертная оценка выполняется на основании предоставленной для анализа документации и требований Законодательства РФ.

Этапы экспертной оценки:

·   изучение и подробный анализ всех пунктов предоставленного Заказчиком Положения о закупке на соответствие всех требований Закона

·  на основе экспертной оценки составляется перечень недочетов в документации и рекомендации по их эффективному устранению

·      проводится экспертный анализ рисков строительства, разработка рекомендаций по сведению их к минимуму.

Экспертную оценку выполняют опытные специалисты с практикой в области закупочной деятельности от десяти лет, подтвержденной квалификацией и безупречной деловой репутацией.

Проведение экспертизы назначается:

           если закупка не соответствует всем изменениям в законодательстве;

           если необходимо получить профессиональную помощь от экспертов в области закупок;

           если появилась необходимость в проведении экспертизы;

           с целью анализа документов и их соответствие действующему законодательству;

           чтобы выявить ошибки, недочёты, нарушения в оформлении закупки со стороны заказчика, способы их устранения;

           чтобы не попасть в список недобросовестных поставщиков;

           чтобы уменьшить риски получения штрафа и другое.

Цели проведения экспертизы:

·           прием результатов исполнения контракта/договора»

·      определение соответствия результатов требованиям контракта (по качеству товаров/работ/услуг, количеству, комплектности и прочее);

·           отбор проб (образцов) товара для лабораторных исследований и на безопасность товара;

·           отбор арбитражных проб (образцов) товара;

·           инспекция-контроль качества выполнения ремонтных и строительных работ на стадии их фактического производства, с учетом требований заключенного государственного или муниципального контракта, проектной, сметной или нормативно-технической документации (СП, ГОСТ, ТР ТС и т. п.);

·           подготовка конкурсной документации, отражения в техническом задании всех необходимых потребительских свойств и параметров качества закупаемых товаров, работ и услуг;

·           составление смет (строительные и ремонтные работы/услуги).

Задачи экспертизы:

·           проверка документа на предмет соответствия действующему законодательству Российской Федерации и других стран, если это необходимо;

·           анализ условий договора, определение их состоятельности;

·           проверка данных сторон, заключивших договор.

 

ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО 223-ФЗ

1.       Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

2.       Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

3.       Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2018)

4.       Постановление Правительства Российской Федерации №494 от 11.06.2013 г. «Об утверждении положения о размещении на официальном сайте информации об объеме выручки отдельных видов юридических лиц и требованиях к такой информации»

5.       Постановление Правительства Российской Федерации №591 от 14.06.2012 г. «Об утверждении правил подготовки и принятия актов правительства Российской Федерации об определении конкретной закупки, перечней и (или) групп товаров, работ, услуг, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте»

6.       Постановление Правительства Российской Федерации №932 от 17.09.2012 г. «Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» и другие нормативно-правовые акты.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Статья 1 содержит цели регулирования настоящего ФЗ и отношения, регулируемые настоящим ФЗ.

Статья 2 определяет правовую основу закупки товаров, работ, услуг.

Статья 3 (статьи 3.1 — 3.6) регламентирует принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг.

Статья 4 определяет информационное обеспечение закупки.

Статья 5 содержит реестр недобросовестных поставщиков

На основании статьи 6 осуществляется контроль за соблюдением требований настоящего ФЗ.

Статья 7 определяет ответственность за нарушение требований настоящего ФЗ и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов РФ.

Статья 8. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона.

Обратитесь к профессионалам!

Компания «Олимп Эксперт» проводит досудебные и судебные экспертизы по 44 и 223 ФЗ по заказу физических и юридических лиц. Время проведения исследования составляет от 4 суток с момента подписания договора. Для получения дополнительной информации свяжитесь с нашим сотрудником по телефону или через форму обратной связи. Специалист расскажет об условиях сотрудничества и вышлет необходимую документацию.