Главная » Автотехническая экспертиза

Автотехническая экспертиза

Автотехническая экспертиза — специальное исследование транспортных средств с целью оценки их текущего состояния и определения причин и механизма произошедших с ними изменений.

Вид экспертизы
Сроки проведения
Стоимость
Автотехническая
От 5-ти дней
От 7 000 рублей

Также целями проведения данной экспертизы являются установление технического состояния дорог, дорожных знаков и разметок, механизма дорожно-транспортного происшествия, действий водителя (наличие или отсутствие технической возможности у водителя транспортного средства предотвратить дорожно-транспортное происшествие).

Чаще всего данная экспертиза проводится в отношении транспортных средств, побывавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Потребность в автотехнической экспертизе возникает, если объем нанесенного потерпевшему материального ущерба вызывает сомнения, и при этом не позволяет оставить ситуацию нерешенной, то есть спор должен быть урегулирован в суде.

Как правило объектами автотехнической экспертизы являются транспортные средства (автомобили, мотоциклы, квадроциклы, мотороллеры, автобусы, трамваи, троллейбусы и иные самоходные машины), системы, агрегаты, узлы, детали транспортных средств и их части, место дорожно-транспортного происшествия, материалы дела, имеющие значение для производства автотехнической экспертизы.

Эксперт-автотехник, отвечая на поставленные судом вопросы, проводит исследование транспортных средств и следов на них, материалов дела, осуществляет осмотр места происшествия, деталей, узлов, агрегатов и систем ТС, анализирует действия водителей, пешеходов, а также иные исходные данные.

Эффективность расследования и рассмотрения уголовных и гражданских дел, а также дел по административным правонарушениям находится в прямой зависимости от своевременного проведения автотехнической экспертизы, правильности вопросов, поставленных перед экспертом, их соответствия дорожно-транспортному происшествию, полноты и достоверности исследования, а также относимости, полноты и достоверности исходных данных и материалов, предоставляемых для исследования.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ СУДЕБНЫХ АВТОТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ

В зависимости от задач, объектов и методик исследования, судебную автотехническую экспертизу принято подразделять на следующие виды:

1.              Судебная экспертиза технического состояния транспортных средств.

2.              Судебная экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия.

3.              Судебная экспертиза дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия.

4.              Судебная экспертиза следов на транспортном средстве и на месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика);

5.              Судебная ситуационная экспертиза.

 

1.              Судебная экспертиза технического состояния ТС.

Данный вид экспертизы подразумевает подготовку экспертного заключения о техническом состоянии транспортного средства, исследование его систем, агрегатов, механизмов и деталей с целью установления их работоспособности, причин и времени возникновения неисправности, возможности их обнаружения.

Предметом судебной экспертизы технического состояния ТС являются фактические данные о техническом состоянии ТС, участвовавших в ДТП.

Примерный перечень вопросов, которые стоят перед экспертом:

·                 Каково техническое состояние автотранспортного средства?

·                 Каково техническое состояние узлов, деталей и механизмов транспортного средства?

·                 Имеет ли транспортное средство какие-либо неисправности?

·          Имеется ли причинно-следственная связь между имеющейся неисправностью транспортного средства и дорожно-транспортным происшествием?

·                 Могла ли повлиять данная неисправность на управляемость транспортного средства?

·                 Мог ли водитель или иное лицо обнаружить данную неисправность до ДТП?

·                 Какой ремонт необходимо провести для восстановления транспортного средства?

 

2.              Судебная экспертиза обстоятельств ДТП.

Данный вид экспертизы включает в себя экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций, расчет параметров движения транспортных средств, прочих объектов, а также пешеходов, анализ действий и водителя.

Предмет судебной экспертизы обстоятельств ДТП фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, техническом состоянии ТС, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения ТС и т.д.

Исходные данные:

                Проезжая часть: покрытие (асфальтобетонное, щебеночное грунтовое и т.п.) и его состояние (сухое, мокрое, обледенелое, укатанный снег), продольный уклон (горизонтальная, спуск или подъем в градусах).

                Видимость в направлении движения и видимость конкретного препятствия в условиях времени и места происшествия.

                Транспортное средство: модель, техническое состояние, количество груза (пассажиров), результаты контрольного торможения на месте ДТП.

                Длина и характер следов колес (торможения, заноса, волочения), до каких колес (передних или задних) замерены следы.

                Скорость транспортного средства при полном или частичном отсутствии следов торможения.

                Время реакции водителя для данной дорожно-транспортной ситуации.

                Расположение места происшествия (столкновения, наезда) относительно границ проезжей части.

                Обустройство дороги: наличие светофоров, разметки, дорожных знаков (зона их действия) и т.д.

 

Вопросы:

·                 С какой скоростью двигалось транспортное средство до применения водителем торможения?

·                 Какова длина тормозного пути, остановочного пути?

·                 Имел ли водитель техническую возможность избежать ДТП в данный момент времени?

·                 С какой минимальной дистанцией должен двигаться автомобиль на данном участке дороги?

·                 За какое время транспортное средство могло преодолеть данный участок дороги?

·                 Соответствовали ли действия водителя правилам дорожного движения?

·                 Каково было взаимное положение транспортных средств в момент удара?

 

3.              Судебная экспертиза дорожных условий на месте ДТП.

Экспертиза дорожных условий призвана оценить состояние того участка дороги, на котором произошла авария.

Предметом данного вида исследования является анализ правильной организации движения на спорном участке дороги.

 

Вопросы:

·                 Соответствует ли расположение дорожных знаков, разметки на месте ДТП требованиям ГОСТ?

·                 Имелась ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги на данном участке?

·                 Соответствует ли организация дорожного движения на участке ДТП требованиям безопасности?

 

4.              Судебная экспертиза следов на ТС и на месте ДТП (транспортно-трасологическая экспертиза).

Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП фактически включает в себя два независимых вида автотехнической экспертизы.

При этом, судебная экспертиза следов на ТС и на месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика) это комплексное трасолого-автотехническое исследование ТС, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия в целях определения траектории и характера движения относительно расположения ТС, пешеходов и других объектов до столкновения (наезда) и установления места столкновения (удара), наезда, опрокидывания.

В свою очередь, экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП вид автотехнической экспертизы, связанный с экспертным исследованием участка автомобильной дороги, на котором происходит движение ТС непосредственно до и после происшествия, участка места происшествия, дорожных условий на этом участке, элементов ТС, взаимодействующих с дорогой, в целях установления связанных с ДТП фактических данных о строительных и эксплуатационных качествах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среде, а также конструкции и состояния взаимодействующих с автомобильной дорогой элементов ТС.

Предмет судебной экспертизы следов на ТС и на месте ДТП обстоятельства (фактические данные), устанавливаемые экспертом на основе исследования следов, возникающих на местах ДТП в результате воздействия ТС, иных материальных объектов, людей, животных.

Предметом судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП являются фактические данные о строительных и эксплуатационных свойствах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среды, а также параметры взаимодействия с элементами ТС, связанные с ДТП.

Вопросы:

·                 Где находилось место столкновения транспортных средств?

·                 Какова траектория движения транспортного средства в момент столкновения?

·                 Какова траектория движения транспортных средств после столкновения?

·                 Каков был механизм ДТП?

·                 Данное транспортное средство было неподвижно или находилось в движении в момент столкновения?

 

5.              Судебная ситуационная экспертиза, в том числе психофизиологическая экспертиза.

Судебная психофизиологическая экспертиза водителя ТС вид автотехнической экспертизы, связанный с экспертным исследованием индивидуальных психофизиологических особенностей водителя на момент обследования, а также проявляющихся в различные периоды жизни обстоятельств психологического характера, которые могли способствовать возникновению ДТП, условий, в которых действовали водитель и другие участники ДТП непосредственно в момент происшествия, психических компонентов действий водителя (других участников происшествия), а также сведений о профессиональной деятельности водителя в целом и о дорожно-транспортной ситуации предшествовавшей ДТП.

Предметом судебной психофизиологической экспертизы водителя являются фактические данные: об условиях деятельности водителя перед и в момент ДТП; индивидуальных особенностях зрительного восприятия и реакции водителя на момент обследования; особенностях профессиональной деятельности водителя в целом, имеющих отношение к ДТП; обстоятельствах психологического характера, которые могли способствовать возникновению ДТП.

 

Вопросы:

·                 Каково время реакции водителя на появление помехи в данной ситуации?

·                 Мог ли данный водитель выполнить ряд действий, которые необходимо было совершить для предотвращения ДТП?

·                 Имел ли водитель возможность предотвратить ДТП?

Приведенный перечень не исчерпывает все решаемые судебной автотехнической экспертизой задачи. В зависимости от сложности ДТП он может иметь гораздо более широкий спектр задач.

 

ОБЪЕКТЫ ЭКСПЕРТИЗЫ И МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Общие объекты судебной автотехнической экспертизы: транспортное средство (их детали, узлы, механизмы, системы, фрагменты), дорога, место ДТП, оставшиеся на них следы, водитель, материалы уголовного дела, не требующие правовой оценки.

Наряду с общей характеристикой объекты каждого из видов автотехнической экспертизы могут быть несколько конкретизированы.

 

Объект судебной экспертизы обстоятельств ДТП: данные, содержащиеся в материалах уголовного дела, не требующие правовой оценки.

 

Объект судебной экспертизы технического состояния ТС: автомототранспорт, городской электротранспорт, тракторы и самоходные машины, участвовавшие в ДТП, их агрегаты, детали, фрагменты ТС и следы на них.

По видам ТС объектами могут быть следующие: велосипеды, мотоциклы, мопеды, мотороллеры пассажирские и грузовые, автомобили отечественного и зарубежного производства (выпускаемые в настоящее время и ранее, начиная с конца XIX в., грузовые, легковые, внедорожные, спортивные, кроссовые, рекордные, индивидуального изготовления и «самоделки»), трамваи и троллейбусы (пассажирские и грузовые), тракторы (гусеничные и колесные), дорожные машины, сельскохозяйственные машины, аэросани, снегоходы, вездеходы, немеханические ТС и т.д.

 

Объект судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП: следы на ТС, проезжей части, вещная обстановка или фрагменты места происшествия, иные сведения, содержащиеся в различных материалах дела.

 

Объект судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП: участок дороги на месте происшествия, непосредственно примыкающие к нему участки движения ТС, элементы ТС, взаимодействующие с дорогой.

 

Объект судебной психофизиологической экспертизы водителя: водитель, его психическая деятельность по управлению ТС, психические состояния, процессы, свойства, функции, которые можно поставить в причинную связь с ДТП; условия деятельности водителя перед и в момент ДТП; материалы дела, содержащие обстоятельства ДТП психического характера, предоставленные в распоряжение эксперта органом, назначившим экспертизу.

 

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

В первую очередь при возникновении необходимости в проведении автотехнической экспертизы, инициатором исследования направляется запрос на электронную почту ООО «Олимп эксперт» для получения предварительной консультации с экспертом. Консультация проводится с целью определения конкретного вида автотехнической экспертизы, ее стоимости и сроков проведения, постановки цели и задач исследования, а также формулирования списка вопросов эксперту. На предварительной консультации также определяется, будет ли экспертиза проведена одним специалистом или комиссией экспертов.

При принятии положительного решения о производстве автотехнической экспертизы, инициатор исследования заключает с экспертным центром договор на проведение данного анализа. В договор в обязательном порядке включается информация о стоимости и сроках осуществления предстоящей экспертизы, цели и задачи, поставленные перед экспертом, перечень вопросов, на которые он должен будет ответить. После заключения договора, заказчик представляет эксперту все имеющиеся у него материалы. В каждом конкретном случае проведения исследования, список материалов оговаривается отдельно. В большинстве случаев для производства автотехнической экспертизы необходимо передать эксперту следующие документы:

                технический паспорт, содержащий сведения о типе, марке автомобиля и других его характеристиках;

                документы, подтверждающие личность владельца и его право на обладание данным транспортным средством;

                сведения о произошедшем инциденте: количество пассажиров, скорость передвижения транспортного средства, состояние дороги, наличие дорожной разметки и дорожных знаков и так далее;

                показания свидетелей, справку о дорожно-транспортном происшествии (если имеются и если необходимы);

                другие документы по запросу эксперта, проводящего исследование.

 

После получения всех необходимых документов и материалов эксперт приступает к производству автотехнической экспертизы. В первую очередь он тщательно изучает все имеющиеся сведения, потом осуществляет другие необходимые экспертные мероприятия (выезд на осмотр ТС и его частей, осмотр участка дорожного полотна и так далее). Изучив полученные результаты исследования и решив поставленные перед ним задачи, специалист формулирует свое экспертное мнение и отвечает на заданные вопросы.

На последнем этапе эксперт составляет заключение эксперта, в которое заносит описание произведенных действий, копии полученных документов, экспертное мнение и ответы на вопросы. После передачи заключения Заказчику, специалист, проводивший исследование, может быть вызван в суд для дачи показаний или разъяснений относительно подготовленного им заключения эксперта.

 

ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОВЕДЕНИЯ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

При проведении судебной автотехнической экспертизы эксперт должен руководствоваться следующими основными нормативно-правовыми законодательными актами:

·                 Гражданский кодекс Российской Федерации;

·                 Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»;

·                 Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

·                 Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;

·                 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 (ред. от 24.05.2016) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения».

 

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (статьи 79 – 87).

Статья 79 ГПК РФ обусловливает назначение автотехнической экспертизы.

В статье 80 ГПК РФ определяется содержание определения суда о назначении экспертизы.

Проведение комплексной экспертизы регламентируется статьей 82 ГПК РФ, проведение комиссионной экспертизы – статьей 83 ГПК РФ.

Статья 84 ГПК РФ закрепляет порядок проведения экспертизы.

Статья 85 ГПК РФ определяет обязанности и права эксперта. Так, эксперт обязан принять к производству порученную ему судом экспертизу и провести полное исследование представленных материалов и документов; дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам и направить его в суд, назначивший экспертизу; явиться по вызову суда для личного участия в судебном заседании и ответить на вопросы, связанные с проведенным исследованием и данным им заключением. В случае, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта либо материалы и документы непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения, эксперт обязан направить в суд, назначивший экспертизу, мотивированное сообщение в письменной форме о невозможности дать заключение. Также эксперт обеспечивает сохранность представленных ему для исследования материалов и документов и возвращает их в суд вместе с заключением или сообщением о невозможности дать заключение.

Эксперт не вправе самостоятельно собирать материалы для проведения экспертизы; вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела; разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с проведением экспертизы, или сообщать кому-либо о результатах экспертизы, за исключением суда, ее назначившего. Эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения.

Согласно статье 86 ГПК РФ, заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. В случае, если эксперт при проведении автотехнической экспертизы установит имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

Назначение дополнительной или повторной экспертизы регламентируется статьей 87 ГПК РФ.

 

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в РФ.

Глава I (статьи 1 – 13) содержит основные положения закона: сущность государственной судебно-экспертной деятельности, ее задачи, принципы и правовая основа, независимость эксперта, профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к нему, и пр.

Глава II (статьи 14 – 18) определяет обязанности и права руководителя и эксперта государственного судебно-экспертного учреждения.

Глава III (статьи 19 – 25) отражает производство судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении: основания проведения судебной экспертизы, производство дополнительной и повторной экспертиз, производство комиссионной экспертизы одной или разных специальностей, присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы, а также заключение экспертизы с ее содержанием.

В главе IV (статьи 26 – 36) заключены особенности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении в отношении живых лиц: условия и место производства экспертизы, добровольность и принудительность, основания и порядок госпитализации лица, сроки его пребывания в медицинском учреждении, гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых производится судебная экспертиза, ограничения в применении методов исследований при производстве судебной экспертизы, присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы.

Глава V (статьи 37 – 40) регламентирует финансовое, организационное, научно-методическое и информационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений.

В главе VI (статьи 41 – 43) содержатся заключительные положения ФЗ: распространение действия настоящего ФЗ на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами, приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим ФЗ, вступление в силу настоящего ФЗ.

 

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Глава I. Общие положения (статьи 1 3)

Включает в себя основные понятия, законодательство РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, основные принципы обязательного страхования:

                гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных настоящим ФЗ;

                всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств;

                недопустимость использования на территории РФ транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим ФЗ обязанность по страхованию своей гражданской ответственности;

                экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения.

Глава II. Условия и порядок осуществления обязательного страхования (статьи 4 17).

Определяет правила обязательного страхования, объект страхования, действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая, порядок осуществления страхового возмещения причиненного вреда. Отдельная статья 12.1 регламентирует проведение независимой технической экспертизы транспортного средства.

Глава III. Компенсационные выплаты (статьи 18 20).

Содержит основную информацию о компенсационных выплатах, в частности, разъясняет право на получение выплат.

Глава IV. Страховщики (статьи 21 23).

Глава V. Профессиональное объединение страховщиков (статьи 24 29).

Включает в себя функции и полномочия профессиональных объединений страховщиков, правила их профессиональной деятельности, обязанности по осуществлению выплат.

Глава VI. Заключительные положения (статьи 30 34).

 

Обратитесь к профессионалам!

Компания «Олимп Эксперт» проводит досудебные и судебные автотехнические экспертизы по заказу физических и юридических лиц. Время проведения исследования составляет от 5 дней с момента подписания договора. Для получения дополнительной информации свяжитесь с нашим сотрудником написав на электронную почту: olimpekspert@mail.ru приложив все имеющиеся материалы(при наличии) или позвонить по телефону +7-977-407-58-58. Специалист расскажет об условиях сотрудничества и вышлет необходимую документацию.